Статьи Федора Годунова- замечаельного инструктора по горным лыжам и нашего друга. 'Советы начинающим'

Фото 1.

В этом разделе я попробую ответить на вопросы, которые часто задают ученики и постоянно обсуждаются на форумах, в которых мне довелось участвовать или просто читать. Зайдите на любой горнолыжный форум и задайте вопрос по выбору лыж. Далее события будут развиваться по следующей схеме: первые 5-10 ответов будут содержать советы (как хорошие, так и не очень), потом на нескольких страницах советующие будут спорить между собой, через пару дней про Вас забудут и начнут горячо обсуждать верхние модели для фрирайда или спортцех. По наблюдениям последних лет это происходит примерно так.

Конечно же, будут материалы и по технике - не в формате самоучителя, о чем я писал выше, и от пламенных призывов, типа "приходите ко мне – я вас научу!" тоже, пожалуй, воздержусь. Я постараюсь рассказать о типичных проблемах, которые возникают у тех, кто хочет совершенствовать свою технику, часто первый шаг к решению заключается в признании того, что она - есть, второй – в чем проблема, и третий – как с ней бороться (или жить…).
Что еще? Возможно, об интересных местах, где довелось побывать или просто интересные истории. А там посмотрим …

Выбираем ботинки для начинающих

Долго думал, с чем можно сравнить те ощущения, когда ты в первый раз надел горнолыжные ботинки… Не придумал… Ни воображение, ни жизненный опыт ничего не подсказали. Придется называть вещи своими именами. Легкий стресс.
- «В этом можно жить?! Как в них ходить…, а кататься?»
Да, в них можно жить, ходить (если не очень много) и, конечно же, кататься! Скоро Вы к ним привыкните, а со временем даже перестанете замечать.
- «А если не перестану?»
Тогда Вы, батенька/матушка, себе чейто не то купили…
Вот об этом и поговорим: как выбрать свои первые горнолыжные ботинки, чтобы, как писал классик, «не было мучительно больно за бесцельно …» и, при этом (о чем классик не писал) в них можно было кататься, учиться, вобщем прогрессировать. Выбор ботинок, наверное, самая важная часть в покупке снаряжения. Что нам нужно знать про бренды? Только то, что у каждого производителя ботинки имеют свою колодку (высота подъема, ширина стопы и т.п.). Список производителей Вы найдете на сайтах магазинов горнолыжного снаряжения. Что нам нужно знать про технологию ботинок? Совсем немного: горнолыжный ботинок состоит из внешнего жесткого пластикового ботинка и внутреннего мягкого ботинка (сапожок, он же внутренник, он же «валенок»), застегивается с помощью клипс и силового ремня (velkro) для более плотной фиксации голени в ботинке. Все это вы можете прочитать на ЛЮБОМ горнолыжном сайте.
Поэтому постараюсь подробнее останавливаться только на тех деталях и характеристиках, которые критичны при выборе
Жесткость или индекс жесткости (flex index)
На всех форумах - это самая обсуждаемая характеристика; многостраничные споры, какая она должна быть, эта жесткость, способны разрушить мозг даже не новичку. Для начала не вредно знать что это такое и на что влияет. Жесткость это способность внешнего ботинка сопротивляться прогибу вперед. Для чего мы пытаемся прогнуть ботинок вперед. Для того, чтобы увеличить загрузку передней части лыжи. Для чего нам увеличивать… Не буду увлекаться, технические приемы в рамках этого материала мы рассматривать не будем. На что влияет жесткость. Если рассматривать ботинок как устройство, передающее усилия от лыжника к лыже, то чем жестче ботинок, тем точнее и быстрее эти усилия будут передаваться. А это хорошо? Для начинающего – не очень. На начальном этапе Вы будете достаточно хаотично прикладывать не дозированные усилия в разнообразных направлениях (не очень сложно написал?) и все они будут быстро и точно передаваться на лыжу. Нам оно надо? Что говорят «бывалые горнолыжники» про мягкие ботинки:
- Да у меня домашние тапки жестче! Возьми нормальные боты жесткостью 130 (иногда озвучивается конкретная модель..) и будет тебе щастье!
- Да при любых нагрузках они у тебя гнуться и колбаситься будут!
Жесткость обратно пропорциональна комфорту. Вы готовы платить такую цену за точность и скорость, которые Вам пока не нужны? Гнуться и колбаситься ботинки будут далеко не при любых нагрузках. По большому счету, такие нагрузки вообще не должны возникать, и если Вам все же удалось добиться от своих ботинок подобного поведения, то, скорее всего, Вы делаете что-то не то… Стоит подумать о занятиях с инструктором. Вывод. Ботинки для начинающих должны быть достаточно мягкими и комфортными, чтобы, как минимум, не отбить в принципе желание кататься на лыжах.
Как определить подходящую для Вас жесткость. Жесткость ботинка (от 40 до 160) должна быть равна или немного больше Вашего веса. Вообще-то это достаточно условный показатель, т.к. у разных производителей индексы жесткости не совпадают, но все же… Если Вы спортивны и/или у Вас большой вес, то имеет смысл выбрать более жесткие ботинки. Для хрупкой девушки весом 50 кг подойдут ботинки с жесткостью 50-70, для крепкого мужика весом 90 кг – 100-120. Как можно протестировать ботинки на жесткость я расскажу позже в главе «Примерка».
Наклон голенища
Если поставить все модели, выставленные на прилавке магазина в ряд, то можно заметить, что наклон голенища вперед у них может достаточно сильно отличаться. На что это влияет. На стойку горнолыжника. Основная стойка и начинающего и опытного горнолыжника предполагает наклон голени вперед. Не вдаваясь в подробности и частности, скажу лишь, что чем агрессивнее катание, тем больше наклон должен быть у ботинка. Однако часто мягкие модели для начинающих страдают именно недостаточным наклоном голенища, а в некоторых случаях вообще напоминают низкий солдатский сапог… Что делать? Идти на компромисс жесткости и наклона. Лучше взять ботинки чуть большей жесткости с нормальным наклоном, чем мягкие «солдатские сапоги», в противном случае при обучении Вы столкнетесь с трудностями в поддержание правильной стойки. Как определить нормальный наклон – в главе «Примерка».
Регулировки
Ходьба-катание – если планируете больше ходить и сидеть, чем кататься, то переключатель незаменим! Хотя в обычной обуви, мне кажется, было бы еще удобней.
Наклон голенища (sport-line) – эта регулировка встречается не часто и, увы, на моделях у которых и без нее вполне приемлемый наклон…
Кантинг – обычно на всех моделях. Полезен для компенсации Х-образности или О-образности ног.
Переключатель жесткости – может быть полезен, если все остальные модели не подходят вам по жесткости или иным критериям.
Мое мнение – чем меньше регулировок, тем лучше. В любом случае наличие или отсутствие большинства регулировок не критично.
Примерка
Все вышеизложенное имеет смысл только в том случае, если Вы подберете ботинок по ноге. Идеально сидящий ботинок подобрать сложно, а для начинающего - вообще мало реально. Тем не менее, Вы можете (обязаны!) попытаться выбрать лучшее из имеющегося выбора. Для этого занятия выделите целый день, чтобы обойти максимальное количество магазинов и перемерять модели ВСЕХ производителей. Не забывайте названия моделей, а главное, ощущения от их примерки. Зачем всех? Я уже писал, что у каждого производителя своя колодка и у разных моделей одного производителя она тоже может отличаться. Ваша задача выбрать ту, которая подходит именно Вам.
Размер
Да, чуть не забыл. Перед тем как идти выбирать ботинки купите горнолыжные носки и, что очень важно – не забудьте надеть их перед примеркой! Носки должны плотно облегать ногу, не образовывая складок.
Размер обычно указывается в сантиметрах и равен длине стопы. Таблица размеров есть в любом магазине и на многих сайтах. При необходимости продавец-консультант должен помочь Вам определить размер с помощью специальной измерительной колодки.
Надеваем ботинок стоя, застегиваем стоя и все остальное тоже стоя. Никто не обещал, что будет легко. Как застегивать. Клипсы затягиваем не плотно, начиная с нижней, после чего, опять же начиная снизу, застегиваем плотнее, в итоге фиксируем голенище ремнем. Обратите внимание, на какие деления гребенки застегнуты клипсы, если это крайние деления, то, скорее всего, колодка рассчитана не на ваш подъем стопы, и если у Вас отекут ноги или разносятся ботинки, то запаса не будет. Многие модели позволяют переставлять гребенку, но это не лучший вариант.
Какими должны быть первые ощущения, кроме - «В этом можно жить?!». Да, конечно же, я читал разные статьи по выбору ботинок, где советуется сначала надавить голенью на язык ботинка, чтобы пятка сдвинулась назад и нога заняла правильное положение, а потом уже прислушиваться к ощущениям. Почему бы и нет. Вот только, если застегнутый ботинок позволяет ноге перемещаться и занимать правильное положение, то при движениях в процессе катания он, с тем же успехом, позволит занять ей и неправильное, что не очень хорошо… Вернемся к ощущениям. Ботинок должен сидеть на ноге плотно. Насколько? Очень плотно, вы можете пошевелить кончиками пальцев и это все. Конечно, анатомические особенности строения ноги не позволят достичь идеала. Например худые икры при большом размере ноги, не обеспечат плотного охвата голени или наоборот – полные икры при маленьком размере вряд ли зафиксируют стопу. Ищите наиболее оптимальный вариант.
Важно. Каких ощущений Вы не должны испытывать. Даже малейших болевых ощущений в любой части стопы, чаще всего это косточки лодыжки, самой широкой части стопы, в подъеме стопы. При болях в подъеме попробуйте на одно деление ослабить затяжку второй клипсы (снизу). При болях в передней части голени расстегните ботинок (полностью) и проверьте нет ли складок на носке, аккуратно поправьте язык внутреннего ботинка и застегните клипсы снова. При болях в икре попробуйте немного ослабить затяжку ремня или/и верхней клипсы, возможно вы слишком плотно застегнулись. При этом нога по прежнему должна сидеть в ботинке плотно. Если боли остались – это не ваш ботинок, переходите к следующей модели. Пальцы не должны упираться в переднюю часть ботинка.
Если все в порядке – надеваем второй ботинок и начинаем тестирование. В ботинках вы должны провести, как минимум, 15 минут – это время, необходимое для разогрева термоформируемого сапожка; больше ходим, меньше стоим, изредка сидим.
Проверяем наклон голенища «на глаз» или с помощью отвеса (никогда не видел, чтобы в магазин кто-нибудь приходил с отвесом…): ноги полусогнуты, голенью не сильно опираемся на язык ботинка, корпус наклонен вперед; опускаем воображаемый (или реальный) отвес от колена к ботинку, проекция колена на ботинок должна находиться между нижней клипсой и носком ботинка.
Проверяем жесткость: медленно выполняем приседание, пытаясь продавить язык ботинка, при этом пятка ботинка не должна отрываться от пола, а пятка ноги – от ботинка; визуально Вы можете не увидеть на сколько прогнулся ботинок, но скрип должны услышать точно; делаем энергичное приседание, сильно нажимая голенью на язык ботинка, при этом Вас может откинуть назад или даже посадить на задницу… ничего страшного; если в серии из 3-х приседаний хоть раз удалось удержаться на месте – жесткость приемлемая, если нет – ботинки для Вас жестковаты.
В процессе тестирования ботинки станут свободнее, попробуйте застегнуть их поплотнее. Все это время Вы не должны чувствовать онемения, болевых ощущений или явного дискомфорта. Полного комфорта Вы точно не почувствуете. Даже при благоприятном результате не поленитесь померить ту же модель соседнего размера – может в них удобней.
И так - все доступные бренды. Записывайте понравившиеся модели, возможно Вы к ним вернетесь, чтобы померить еще раз и сравнить.

Представляете, сколько это может занять времени? А представляете, сколько проблем могут доставить не правильно подобранные ботинки? Поэтому отнеситесь к выбору серьезно, любые болевые ощущения или явный дискомфорт при примерке, излишняя жесткость – все это проявится во время катания. Слишком свободные ботинки будут с большой задержкой и малой эффективностью передавать усилия на лыжу, что отрицательно скажется на вашей технике.
Заключение. Перечитал статью и содрогнулся от собственного занудства… Если при выборе ботинок Вы будете педантично следовать моим рекомендациям, то не купите их НИКОГДА.
Вся наша жизнь – компромисс на пути к идеалу.

Выбираем лыжи для начинающих

Какими должны быть лыжи для начинающих. А какие они вообще бывают? Лыжи бывают прокатные, б/у, «на вырост» и те, на которых вам будет хорошо и комфортно осваивать технику. Рассмотрим по порядку.
б/у:
плюсы – низкая цена, вроде все…
минусы – Вы не знаете как и сколько они эксплуатировались, в каком состоянии скользящая поверхность (после ремонта - на глаз определить трудно), сколько раз и как точились канты, а главное – сколько их осталось.
прокатные:
Плюсы – если Вы не уверены, что будете кататься в дальнейшем или не планируете много кататься, можно попробовать на прокатных
Минусы - в России, в основном, это те же б/у, но в рассрочку под большие проценты. В Европе - качество вполне хорошее.
«на вырост»:
Об этом можно написать отдельную статью. Предполагается, что Вы перестали расти, не планируете резкого набора веса, и у Вас есть выбор, какие лыжи купить. Чем руководствуется начинающий, покупая снаряжение "на вырост"? Материальные соображения? Да, отчасти. Но в основном - советами "бывалых горнолыжников". Вот некоторые типичные советы:
- Ты из этих лыж вырастешь через месяц!
- Они на скорости держать не будут, скрутятся в пропеллер, возьми пожестче и подлиннее, тебе их хватит года на 2-3.
- На этих в целине - утонешь! Возьми пошире!
На самом деле советов гораздо больше, но и этих вполне достаточно...
Плюсы – предполагается, что Вы будете быстро прогрессировать и вскоре дорастете до своих лыж. Предполагается, что по своим техническим характеристикам их хватит Вам на несколько сезонов, таким образом сэкономите деньги.
Минусы – Ваши предположения могут не подтвердиться… Почему? Об этом немного позже.
Еще лыжи можно классифицировать по целевому назначению. Фрирайдные, слаломные SL, GS и т.д. (более подробно о целевых группах я расскажу, когда будем выбирать следующий комплект для совершенствующихся лыжников). Для начинающих эта информация актуальна только в том плане, что помогает избежать случайной покупки верхней модель слаломных лыж. Хотя такая вероятность крайне мала, по ряду причин, о которых - тоже, чуть позже.
Брэндами производителей можно вообще не заморачиваться. Не актуально.
А теперь, собственно, про выбор правильных лыж. Нормально, когда человек, покупая вещь (не обязательно лыжи), знает, зачем ему это нужно. В нашем случае я буду исходить из смелого предположения, что Вы хотите научиться кататься. В процессе обучения трудности неизбежны, вне зависимости от снаряжения, а от правильного выбора зависит - будет их больше или меньше. При большом желании и упорстве Вы научитесь на любых лыжах, но времени и сил на это уйдет гораздо больше (а вместе с ними и денег). А оно нам нужно?
На что нужно обратить внимание и что может создать дополнительные трудности.

Жесткость
Слишком жесткие лыжи не простят вам ошибок, которые при обучении «с нуля» неизбежны, они будут адекватно реагировать на любое неправильное движение. Как пример: при уходе в заднюю стойку, они могут «выстрелить» из под Вас. И примеров такой «адекватной» реакции на ошибки – много. (О типичных ошибках техники при начальном обучении я постараюсь рассказать в отдельном материале.) Как выбрать не жесткие лыжи. Спросить у продавца-консультанта в магазине, объяснив, что Вы новичок. И еще, мне кажется, если не принимать в расчет откровенно пафосные модели, прослеживается почти линейная зависимость жесткость – цена. Как правило, чем жестче лыжи, тем они дороже. Ориентируйтесь на ценовой диапазон ниже среднего и наверняка выберете лыжи небольшой жесткости. Сразу хочу оговориться, что при большом весе лыжника, лыжи надо брать более жесткие, соответственно передвинув планку цены.
Вернемся к совету «бывалого горнолыжника»
- Они на скорости держать не будут, скрутятся в пропеллер, возьми пожестче и подлиннее, тебе их хватит года на 2-3.
О каких скоростях и нагрузках идет речь? Мягкая лыжа «скручивается в пропеллер» при нагрузках, которые на начальном этапе обучения просто противопоказаны! И которые возможны только при полной потере контроля над скоростью (кстати в мягкости – спасение от набора этой скорости).

Длина
Здесь все достаточно просто. Чем короче лыжа, тем легче ею управлять и тем легче учиться. Даже не имея опыта катания вполне очевидно, что чем длиннее лыжа, тем больше усилий нужно, чтобы ее повернуть. Оптимальная длина – на 10-20 см ниже роста. Т.е. при росте 180см вполне подойдут лыжи ростовки 165, 168. Если вы собираетесь начинать учиться в горах, то лучше на 10см, чем на 20.

Геометрия
Геометрия лыжи описывается значениями ширины носок-талия-пятка. Например 114/67/100. Каждой модели лыж, в конкретной ростовке, соответствует определенный радиус поворота. Вышеприведенной геометрии в ростовке 176см соответствует R=16m. Не буду перегружать Вас информацией относительно связи радиуса, геометрии, ростовки и прочих параметров, а лучше расскажу, как геометрия влияет на поведение лыж. Чем меньше радиус, тем больше «приталеность» лыжи, т.е. узкая талия при относительно широком носке и пятке характерна для лыж с маленьким радиусом. Такие лыжи более чувствительны к закантовке (постановке лыжи на кант - поперечному наклону относительно плоскости склона), они более цепкие. Пока мы еще не умеем управлять углом закантовки и совершаем массу лишних движений, каждое такое движение будет закантовывать лыжи и изменять направление движения. Это создает дополнительные трудности. Оно нам нужно? Другая крайность – слишком большой радиус. Современные лыжи облегчают выполнение поворота именно за счет своей геометрии и отказываться от этой помощи не стоит, особенно на старте горнолыжной карьеры. Оптимальный радиус при маленьких ростовках (до 160см) – 11-13м, выше 160 – 13-15м. О широких лыжах (талия больше 80мм) – чем шире талия у лыжи, тем сложнее поставить ее на кант.

Несколько слов о креплениях
Лыжи начального, среднего уровня обычно продаются с установленными интегрированными креплениями. На что стоит обратить внимание. На головке и пятке креплений есть шкала. По этой шкале выставляется усилие срабатывания креплений. Иными словами, при определенной нагрузке крепление срабатывает, высвобождая ботинок. Выставленное значение усилия срабатывания – ваша безопасность. При жестком падении, при врезании в твердое препятствие, при застревании лыжи или иных нагрузках – лыжи должны «отстрелиться». Усилие выставляется по специальным настроечным таблицам для конкретной модели крепления. Это может сделать продавец в магазине или работник сервиса на курорте. Самостоятельно тоже можно. Для начального уровня катания усилие срабатывания вычисляется следующим образом: (ваш вес / 10) – 2. При весе лыжника 70кг мы получаем 70/10-2=5. Значение приблизительное, допустимо не -2, а -1, тогда получаем 6. Ваша задача проследить за соответствием шкалы креплений вашему весу! Имея вес 50кг не стоит брать лыжи с креплениями, с диапазоном шкалы от 4 до 10. Обычно такой проблемы не возникает, но проверить все же стоит.
Когда пойдете покупать, на всякий случай (если крепления не интегрированные – обязательно!), прихватите с собой один ботинок. Сначала покупаются ботинки!

Возвращаясь к советам «бывалых горнолыжников», вынужден согласиться, что таких лыж вам хватит не на долго… Не на месяц конечно, скорее всего на сезон. Ничего страшного не произойдет, если лыжи будут чуть-чуть на вырост… Но не забывайте, что если Вы решили «гонять» с самого начала и для этой цели взяли серьезные лыжи, у Вас есть шанс не дорасти до них НИКОГДА.
В заключении, немного о финансовой стороне дела. Если вы решили заниматься с инструктором, то не правильные лыжи это: более медленный прогресс в технике, больше падений, в итоге больше занятий и соответственно денег. Если решили учится самостоятельно, то, скорее всего, Вы «убьете» свои взрослые лыжи быстрее, чем успеете перейти с ними «на ты»… Ну и те же проблемы с прогрессом, падениями и т.п.
В любом случае выбор всегда за Вами.

Страх

Почему статья Страх в разделе о технике? На лекциях в рамках школ инструкторов говорится: ошибки учеников бывают технические и психологические. Не знаю, насколько корректно будет назвать страх - ошибкой, но … тем не менее. Вы можете считать себя трусливым или отважным. Увы, чаще всего то, что будет происходить в реальности крайне мало зависит от того, кем Вы себя считаете…
Миф о бесстрашии
"Ой, я такая трусиха…" Деффчонки! Че с них возьмешь… То ли дело – мужественный мужчина, бесстрашно несущийся вниз по прямой в стойке…. не важно. Нет – важно, но о вариантах стойки мы поговорим в другой раз…..
Страх. Откуда он берется? В одной статье (или книге, давно читал, не помню) исследуется причина странного явления: женщины, увидев мышь, с визгом забираются на стол. Не на стул, а именно на стол! Ссылаясь на палеонтологию, делается предположение, что мыши в каменном веке имели размер, позволяющий им поставить передние лапки на стул... Так что в наш просвещенный век женщины забираются не на какой-то определенный предмет мебели, а на определенную высоту, которая когда-то считалась безопасной в такой ситуации. Генетическая память бережно сохранила для нас этот замечательный и очень полезный рефлекс!. Ну хорошо, здесь хоть мышь есть, которую при определенном складе характера можно рассматривать как реальную угрозу. А когда никакой угрозы нет? Вот уронили вы вазу и она разбилась вдребезги, или даже не вазу, а котлету на пол. Типичная реакция - ноги чуть согнуты, голова втягивается в плечи, руки делают попытку обхватить голову (иногда чуть заметное поползновение). Если упала впереди, то вы отклоняете корпус назад, если сзади - вперед. Зачем весь этот цирк?! Нет никакой опасности! Есть страх. И есть шаблоны реакции человека на этот страх, независимо, чем он вызван и степенью опасности. Голова в плечи - защита шеи и шейных позвонков; руки к голове - защита головы; сгибание ног - снижение высоты центра масс, придающее большую устойчивость и снижающее высоту предполагаемого падения, а также готовность к прыжку; отклонение корпуса - голову подальше от опасности.
Для человека катание на лыжах не является естественным, как ходьба или даже плавание. Посему нет у него в "архивах генетической памяти" никаких воспоминаний, нет никаких забытых древних инстинктов. Обучение катанию - это война с собственным вестибулярным аппаратом. Страх. Пока неважно чем вызван, важно - что происходит. Если рефлексы, выработанные в процессе обучения, недостаточно закрепились, то есть команды идут от мозга, то... Вобщем так, представим себе систему: мозг, тело, "товарищ автопилот". Страх - мозг перестает отдавать эффективные команды телу - рефлексы еще не закрепились и тело выполняет движения неуверенно - организм дергает рубильник, гася мозги и включая автопилот. Что делает "товарищ автопилот":
Команда - выровняться по вертикали! На склоне с крутизной больше 0 градусов это вызывает загрузку пяток лыж. Загруженные пятки отказываются поворачивать, начинается набор скорости...
Команда - держать голову подальше от опасности! Опасность внизу. Ага, прижаться ближе к склону, значит. Этим движением мы закантовываем лыжи и исключаем проскальзывание, которое обеспечивало хоть какое-то торможение. Лыжи почти повернули поперек склона, но скорость слишком большая, ширины трассы может не хватить...
Команда - на всякий случай быть готовым пустить когти в склон! Разворачиваем корпус к склону...
Могут быть комбинации и вариации, например, при попытке повернуть закантованные лыжи с загруженными пятками, можно помочь себе плечами. Тогда мы оказываемся лицом к склону еще до команды 3.
Представили стойку? "На горшке", прижавшись к склону, с когтями навыпуск. Не обижайтесь, "товарищ автопилот" - он хороший! Он заботится о нас так, как умеет, и это не раз выручало в повседневной жизни. Вот только он не знает, что мы на лыжах...
Был а моей практике случай. Девушка в группе очень боялась, отставала от других и переживала по этому поводу. В разговоре она сказала, что у нее с детства чуть ли не патологический страх высоты... Однако в другом разговоре выяснилось, что оно с удовольствием занимается конным спортом! Чудеса. Это уже задача для психоаналитика, а не для инструктора по горным лыжам.

Что делать 
(полная фигня на тему "как научиться спускаться с горочки")
Инструктор знает что делать. Но предположим, вы собрались учиться сами или под руководством друзей/близких. Знакомые и родственники почти всегда ведут себя на удивление однотипно:
- Ну чего ты боишься!? Тут же совсем полого! Встаешь в "плужок", делаешь ручки вот так, ножки вот так и едешь! … О, Господи, ну я не знаю… чего тут бояться! Все так просто!
Полное непонимание страхов начинающего. И, вероятнее всего, вам придется разбираться с ними самостоятельно…. А разобраться нужно, иначе страх разберется с вами, или через какое то время он трансформируется во вредные привычки, которые впоследствии придется долго и нудно лечить у того же инструктора (здесь без вариантов…. лучше сразу сдаться, потому что учиться В РАЗЫ легче, чем переучиваться). 
Вопрос как?
сделать разминку. Тревога рассеивается в действии. Ну и в плане профилактики неизбежных падений и их последствий тоже не вредно.
Одеть лыжи на плоском участке, потоптаться, походить, попрыгать, отрывая их от снега. Вы должны к ним привыкнуть.
Потренируйтесь падать. Да, на плоскости падать тоже страшно и иногда больно, но лучше привыкнуть к падениям сразу, чтобы страх упасть не очень отвлекал вас в процессе катания.
Научитесь останавливаться. Или разогнавшись, отталкиваясь палками, на плоскости или на очень пологом склоне. Это вопрос безопасности – вас и окружающих.
ну а теперь поехали…
Вот. Краткий перечень советов как разобраться со страхом, который поможет вам научиться спускаться с горочки без всяких технических навыков и необходимости приобретения их в дальнейшем….
Все это я начинал писать на полном серьезе, пока не зашел в тупик. Существует множество причин, по которым человек не обращается к профессиональному инструктору, от – "это дорого", до – "все инструкторы отстой!". Есть люди, и я лично таких знаю, которые никогда не занимались у инструктора и, тем не менее, очень прилично катаются. Но их мало, потому что те, кто поставил их на лыжи, родители или друзья, обладают редким даром – умением научить. Так вот (я отвлекся), мне хотелось помочь тем, кто решил учиться самостоятельно, безотносительно причин такого решения. Изобретая советы я вдруг понял, что помогаю "категории граждан", выбравших не верный путь развития. Чтобы потраченный труд не пропал даром, пришлось дополнить заголовок пояснением в скобках.

Что делать. Часть 2

Можно было бы раздел (в части статей, касающихся техники) сократить до минимума. Выглядел бы он примерно так:
- Длинный список вопросов по технике катания
- Внизу один-единственный совет – "к инструктору"
Скучно. А навязчиво вставлять универсальный совет в каждую статью тоже не хочется…. Поэтому, в рамках этого материала, постараюсь подробно, на сколько это позволяет "писательский талант", рассказать все, что я об этом думаю, и больше к нему (универсальному совету) не возвращаться.
"Секреты" обучения
Нет "волшебного упражнения", которое вылечит вашу ошибку! Есть система, где одно упражнение дополняет другое (накладываются как слои), заменяет другое (отрабатываются разные составляющие одного и того же элемента техники). И эта система разрабатывается для каждого индивидуально, даже в рамках групповых занятий!
В классической технике одним из условий успешного входа в поворот является плоское положение лыж. Я знаю, как минимум 3 способа поставить лыжи плоско, из которых правильный – только один. И нет тут никакого секрета – нужно переместить корпус через лыжи вниз по склону.
Анекдот:
Русский в Киеве ищет улицу Крещатик, видит, стоят двое, по виду местные. Подходит, спрашивает:
- "Извините, Вы не подскажете, как пройти на Крещатик?"
… молчат
Может иностранцы? Спросил по-английски
… молчат
По-французски, по-немецки
… молчат
Плюнул, пошел дальше. Диалог:
- "Ооо, бачиш, Мыкола, який грамотный чиловык?!"
- "Ну и шо му цэ дало?"
Так вот, совет "переместить корпус вниз по склону" – не стоит ничего. Вестибулярный аппарат, активизированный страхом и временно исполняющий обязанности деморализованного мозга, не позволит вам это сделать. Кто-то может сказать – "А у меня - получается!". Замечательно, если действительно получается, у большинства – нет.
Что в таких случаях делает инструктор. Он дает упражнение со смещенной, отвлекающей задачей, которая не напрямую заставляет вас "нырять" через лыжи вниз, а концентрирует внимание на другом движении, которое, в свою очередь, провоцирует "нырок". Таким образом, мозги заняты конструктивным решением вполне посильной, конкретной задачи, а не подготовкой к "встрече с неизбежным…". Вестибулярный аппарат, в это время, иногда дергается, но продолжает курить…. Иными словами, предлагается:
"… заменить целевое понятие «преодолеть» понятием «совладать» и отказаться от априорно негативного отношения к страху, ограничившись фактом, что он, являя собой проблему неразрешимую и, в силу неясности своего смысла, неудобоприемлемую, вредит человеку" Х.Келер
Попытки отвлечь себя самостоятельно редко приносят успех. Чаще происходит зацикливание на том, от чего пытаешься отвлечься. Ну и, конечно же – чем отвлечь, чтобы это было полезно в плане техники.
Неуверенность
Другой аспект проблемы – неуверенность. С потрясающей регулярностью слышу заявления: "… Я, наверное, никогда не научусь … Ой, я такая бестолковая … Я дикий тормоз …" и т.п. Это нормально. Уверенность возвращается, как только что-то начинает получаться. Вот только ЧТО у вас начинает получаться? Множество людей катается в неправильной стойке, выполняет повороты за счет неправильных движений и довольны собой. Главное в любом виде спортивного (вообще любого) отдыха – получать удовольствие, и если такое катание приносит удовольствие, то все в порядке. Увы, понимание того, что арсенал из неэффективных (и порой не очень эстетичных) движений сильно ограничивает ваши возможности, иногда приходит через несколько сезонов катания. Неумение контролировать скорость, трудности на крутом, разбитом, леденистом склонах…. 
Что делает инструктор для поддержания уверенности. Ну, во-первых, учит, поэтому получаться начинает быстрее. Родственники и друзья тоже учат, но…. 
Инструктор, по большому счету, посторонний для вас человек, и все его замечания воспринимаются, как нечто естественное в процессе обучения, тогда как замечания близкого человека воспринимаются как нечто личное и иногда задевают. 
Слышал упрек, что некоторые инструкторы просто "вешают лапшу", преувеличивая успехи ученика. Теоретически - да, искусный "психолог-негодяй-сказочник", вместо того чтобы учить, может просто умело холить ваши комплексы, за ваши же деньги. Практически – вряд ли. Если не искать злого умысла в некотором преувеличении заслуг, то все можно объяснить достаточно просто. Поддержание уверенности в себе таким способом, бывает гораздо полезнее объективной оценки скромных успехов. Можно назвать это намеренным поддержанием иллюзий. Иллюзии восприятия (от лат. illusio - ошибка, заблуждение) - неадекватное отражение воспринимаемого предмета и его свойств. Обобщенно – неадекватное восприятие реальности.
"… реальность нельзя оценивать как статичную, то есть по тем ее признакам, которые она проявляет на данный момент, - в ее оценку должен имплицитно входить также и учет предполагаемой активности человека по изменению реальности, и этот параметр остается субъективным и сомнительным до тех пор, пока не реализуется. Его нельзя учесть вполне объективно - но, с другой стороны, его нельзя и не учитывать. А для того, чтобы ничто не помешало этому потенциалу реализоваться, человек должен сохранять оптимистический взгляд на свои возможности" В.Ротенберг
Так … я немного увлекся, все-таки это раздел Горные лыжи, а не Психология. Хотя, во многих случаях, не так уж они и далеки друг от друга.
Безопасность
Что важнее техники? Правильно, безопасность. Другое дело, что она достаточно сильно зависит от технического уровня катающегося, но речь сейчас не об этом. 
На большинстве горнолыжных сайтов присутствует информация о правилах безопасности (10 правил FIS). На любом курорте вы можете найти стенд с правилами поведения на склоне, иногда у кассы, иногда прямо у подъемника, неважно. Эта информация легко доступна и многие с ней знакомы. Ну и при чем здесь инструктор?
Все слышали, что "незнание законов не освобождает от ответственности", а знание, к сожалению, не всегда гарантирует их соблюдение…. Так вот, некоторые вещи нужно доводить до автоматизма. Я уже писал, что у человека нет "забытых инстинктов" связанных с катанием на лыжах и, соответственно, в инстинкте самосохранения правила FIS не прописаны. И чтобы лыжник автоматически, перед тем как начать движение, посмотрел вверх по склону и по сторонам, ему нужно напоминать об этом десятки раз! Или один раз столкнуться, … но лучше не надо.
Вот, собственно, и все. Ну, может не все … если мне еще что-нибудь покажется достаточно важным, просто внесу дополнения/изменения в эту статью.






Автор: Федор Годунов

Просмотров 9239

Дата последнего обновления 2012-11-22

Смотрите также другие статьи из данной категории

• Статьи

 

Вот он и пришел этот страшный день! День закрытия горнолыжного сезона. В бельдере снега нету, да и глину месить не хочется. Поэтому грустный праздник отмечали в Ташкентском барчике. Собрались все кто ещё не разъехался, очень много пили. Индеец сославшись на утренние дела пил пиво, девчонки баловались вином, а мы в выборе немудрствуя, пили водку. 

 подробнее...

• Узбекистан — Чимган, Бельдерсай, Чак-Чак и FS 720

Еще осенью, когда мы с Виталием Михайловым планировали свои поездки в горы, выяснилось, что обе наши команды неожиданным образом пересекаются в одном месте в одно время – в горах Узбекистана. Центральной точкой нашей дислокации стала гостиница на берегу Чарвакского водохранилища. Там нас встречал Максим Балаховский с клиентами «Хели-Про» и припаркованным в двухстах метрах от гостиницы вертолетом.

Узбекистан — Чимган, Бельдерсай, Чак-Чак и FS 720

 подробнее...

• Чимган и Бельдерсай начала 90-х

На Чимгане мы были два года подряд: в 90 и 91 гг. Поездки, как всегда, начинаются с самолета, сейчас в Ташкент летает не только Аэрофлот, но и Трансаэро - можно оптимизировать. Рейс лучше выбирать ночной, чтобы, с учетом разницы во времени, быть в аэропорту Ташкента утром по местному. Лету часа три, разница в поясах два часа. В Аэрофлоте раньше в Ташкент ходил Ил-86, так что проблем с лыжами не было. 

Чимган и Бельдерсай  начала 90-х

 подробнее...

• Палка, палка, два струна, Узбекистан – моя страна.

Две мысли вспыхивали периодически в течение всей поездки. Первая: «Как в Индии». Вторая: «Ой-ой!! Мы реально в Узбекистане!»
Началось всё с длительного ломания мозга куда деть себя на новогодние каникулы. Когда всё таки решили лететь в Узбекистан билетов на самолёт осталось уже мало. Но, поняв, что ещё раз думать про «куда поехать» мы не в состоянии — купили что было. Было: дорого, Аэрофлот, первого января вечером

Палка, палка, два струна, Узбекистан – моя страна.

 подробнее...

• Иркутчане на Чимгане, или хроники снежного десанта...

Иркутчане – это особый вид особей, которые, несмотря на свой относительно небольшой ареал обитания, периодически встречаются в разных уголках земного шара, в том числе и за пределами Российской Федерации. Как правило, их внезапному появлению предшествует нашествие с воздуха стай так обожаемых ими крупных белых мух, называемых в простонародии снегом. Сбиваясь в плотные группы, от двух и более (неограниченно) особей (лыжной или бордической масти), они устремляются в направлении, неизбежно противоположном общей трассе, чем вызывают острое недоумение у особей местных популяций, и устремляются по бескрайним снежным полям в поисках неизбежно настигающей их з…ницы, из которой им всегда приходится с треском выбираться.
Но стоп, все по порядку…

Иркутчане на Чимгане, или хроники снежного десанта...

 подробнее...

• БЕЛЬДЕРСАЙ – ЧИМГАН 2005

После трех с половиной часового перелета сонный, заснеженный город, расположенный на высоте 500-600 м над уровнем моря, встретил нас хмурым утром и такой же, как в Москве температурой воздуха. Обращать на это внимания никто не стал; были дела и поважнее..

БЕЛЬДЕРСАЙ – ЧИМГАН 2005

 подробнее...

• интервью в преддверие горнолыжного сезона для Коммерсант.уз

Фактор сезонности оказывает влияние на многие виды бизнеса. Однако существуют направления, для которых этот фактор является приоритетным.  О специфике скольжения по заснеженным склонам горнолыжного бизнеса Коммерсант.Уз рассказывает координатор проектов туристической компании «Azia Adventures» Максим Галкин

интервью в преддверие горнолыжного сезона для Коммерсант.уз

 подробнее...

• отчет о горнолыжной школе на Бельдерсае 2011 года

 

Итак, ребята, честный отчет о поездке в Узбекистан в феврале 2011

Получилось так, что билеты мне пришлось менять и вылетать на день позже группы, поэтому летели разными самолетами. Я – UzbekistanAir за 20 т.руб., остальные Украинской авиакомпанией "AeroSvit" с посадкой в Киеве за 14,5 т.руб.

 подробнее...

• 13 правил катания вне трасс

Текст ниже это не какие-то догмы или высеченные в граните истины. Во фрирайде все мы, блин, личности, соответственно, сколько фрирайдеров столько же и мнений. Но все-таки путем окрапления снежка «красненьким» за последние 10-15 лет сформировались некие негласные правила КАК нужно кататься. И этих руководств к действию, выписанных самой жизнью, не так уж и много. Часть из них не вызывает сомнений ни у кого, и они применяется неукоснительно, часть же находится под вопросом и относится скорее к философско-этической плоскости.

13 правил катания вне трасс

 подробнее...


ГлавнаяСтатьиФорумКурортыФотоИнфоВарианты размещенияАктуальные предложенияКонтакты
Экстремальный портал VVV.RU